Категории: Помощник закупок по методу МИН/МАКС

Практическое применение ABC-классификации в помощнике закупок

Давайте посмотрим на примере продуктового магазина, какое практическое применение можно найти ABC-классификации, которой оснащен помощник закупок.

Немного теории

В помощнике реализована ABC-классификация двух типов:

  • Первая — по выручке, дает возможность разделить товары, по их вкладу в оборот. Лидеры этой группы приносят магазину основной доход и должны постоянно присутствовали на полках.
  • Вторая — по количеству продаж, группирует товары по степени их популярности у покупателей. Лидеры этой группы не приносят большого дохода, но следить за ними нам тоже нужно, т.к. они ценятся покупателями и обеспечивают магазину дополнительный клиентский поток. Например плавленные сырки, разовые пакетики кофе, семечки, недорогие станки для бритья приносят очень маленькую выручку, но продаются каждый день. Покупатель расстроится, если не сможет найти этот популярный товар в вашем магазине и наверняка пойдёт искать его среди соседних.
    Поэтому важно поддерживать наличие таких продуктов.

 

Это, так называемая, двухфакторная классификация.

 

В результате, каждому товару присваивается пара букв, каждая из которых зависит от его места в рейтинге — “A” — лидер, “В” — середнячок, “С” — аутсайдер, “D” — нет продаж.

 

Например:

  • “AA” — товар приносит хорошую выручки и часто продается.
  • “АС” — товар приносит хорошую выручку, но продается далеко не каждый день;
  • “CC” — товар, который не приносит ощутимого дохода и не сильно интересен покупателям. Это вовсе не значит, что он не нужен. Его основная задача — давать покупателям ощущение свободы выбора, демонстрируя ассортимент;
  • “DD” — товар, который вообще не продался за анализируемый период.

 

Основная польза, которые может принести ABC-анализ при закупках — выделить самые важные товары в отдельную группу, которой закупщик может заниматься чаще, чем остальными.

 

Так, например, в продуктовом магазине с ассортиментов в 4000 позиций, на АА группу приходится всего 200 из них. А значит, их наличие можно проверять хоть каждый день, не оставляя ни малейшего шанса упустить продажу.

 

Больше теории можно найти в наших статьях:

 

Переходим к практике

Установив отбор ABC-класс по группе “АА”, мы выводим в отчет данные по самым продаваемым товарам (одновременно и по выручке и по количеству чеков).

Оценка наличия товара на полках

 

Сразу обращаем внимание на колонку “Наличие, %”. В идеале, в каждой строке будет стоять 100%, что означает, что каждый день в выбранном периоде товар был в наличии.

На практике это не всегда достижимо, но нужно стремиться к этому. В списке ниже видно, что почти по всем товарам наличие приближается и часто достигает 100%. Неплохой результат.

 

Но видны и проблемы, от которых нужно избавляться. Например, по популярной позиции “Кока-кола (2л)”, наличие составило 94%. По нехитрой формуле (6 * 26364 / 94) можно оценить потери от отсутствия этого товара на полках в рублях. Получаем 1683 рубля упущенной выручки.

АБС список.png

В том, что проблема имела место быть, можно убедиться, перейдя к детальным движениям товара.
Ясно видно, что Кока-Кола была заказана уже после того, как закончилась на полке и покупатели несколько дней не имели возможности её купить.

Кока-кола детально.png

 

Между прочим, Американский Институт продуктового рынка (American Food Market Institute) и Ассоциация производителей продуктов питания (Grocery Manufacturers Association) в начале 2015 года провели исследование поведения покупателей в супермаркетах. Выяснилось, что, не найдя нужный товар в первый раз, 70 процентов покупателей находят ему замену. Попав в такую ситуацию во второй раз, покупатель с одинаковой долей вероятности надет замену, ничего не купит или пойдет в другой магазин. В третий раз 70 процентов покупателей просто идут в другой магазин. В том, что касается лояльности покупателей в сфере продуктового ритейла, второго шанса у магазинов может просто не быть.

Взаимозаменяемый товар

Очень часто покупатели не различают товары так, как различают их сами магазины.

Например, в категорию “Чекушка водки в пределах 100 рублей” входит довольно много позиций. И покупателям по-большей части всё-равно, какую из них покупать.

 

Если проводить классификацию по каждому товару из этой категории, то и ABC-класс и наличие не будет соответствовать действительности, т.к. при отсутствии одного товара, покупатели без проблем покупают другой из той же категории.

АБС 2.png

 

К счастью, помощник закупок может объединять взаимозаменяемые позиции.
Разбив всю водку 0.25л на три группы, мы ясно видим, что все они относятся к АА классу, а проблемы с наличием были только у самой высокой по цене.

 

АБС 1.png

 

Группировка по поставщику

Непосредственно при заказе товара, имеет смысл отсортировать их по поставщику.

Товары к заказу.png

 

Теперь мы можем прозвонить их и дозаказать нужный товар.

 

Таким образом, наличие самых ходовых товаров всегда будет поддерживаться на самом высоком уровне.

О СТАТЬЕ
Название
Практическое применение ABC-классификации в помощнике закупок
Описание

Рассмотрим на примере продуктового магазина, какое практическое применение можно найти ABC-классификации, которой оснащен помощник закупок.

Автор
Компания
Первая система

Магазин

Все статьи рубрики "Помощник закупок по методу МИН/МАКС"

Использование помощника при сезонных закупках

Категории: Помощник закупок по методу МИН/МАКС

Многие сезонные товары выгоднее закупить большой партией, разом на весь сезон. Но как купить именно столько, чтобы к концу сезона товар был распродан полностью или оставалось совсем немного?