Согласно статистике службы безопасности одного крупного ресторанного холдинга нашей страны около 80% всех случаев выявления воровства в их ресторанах было сделано случайно, благодаря стечению обстоятельств. Другими словами, почти все воры и мошенники среди сотрудников ресторана так бы и остались не обнаруженными, если бы не случайность.

CHOCARNE-MOREAU Paul Charles

Например, сотрудник службы безопасности случайно заметил, что у бармена часто меняются телефоны, и все они последних марок и украшены яблочными логотипами. После наблюдения за ним выяснилось, что еще он каждый день ходит обедать в соседний ресторан, пренебрегая «стафф-питанием». За таким богатым барменом начинают пристально следить, проверяют его контакты и пересчитывают бар с привлечением сотрудников другого ресторана сети. И выявляют многомесячные махинации на сотни тысяч рублей. А если бы этот махинатор не потерял осторожности из-за длительной безнаказанности и не стал «шиковать», то мог бы еще много лет продолжать свою двойную жизнь подпольного миллионера. (См. также 3 совета по уменьшению воровства в магазине).

Если бы друзья хозяина не похвалили его ресторан за восхитительный вкус нового блюда от шеф-повара, которое они попробовали буквально вчера, а он после этого очень удивился, когда не увидел это блюдо в отчете о продажах, то он никогда бы не стал ставить систему видеонаблюдения и тщательно проверять всю работу попавшей под подозрение смены. А после двух недель наблюдения и задушевных бесед с доверенными сотрудниками выяснилось, что вся смена ворует выручку уже несколько лет. Подобных случаев очень много.

Старая британская пословица говорит: «Opportunity makes the thief»

«Вора создает случай»

 

Мы же дополняем ее – «Поймать вора тоже помогает случай». В наших прошлых статьях мы обсуждали, как не давать возможности украсть. А сейчас давайте поговорим о том, как создавать такие случаи, которые позволяют выявлять воровство.

Создаем «неслучайные случайности»

Начнем с уже упомянутого нами «тайного покупателя» — друзья, доверенные лица, специально нанятые компании, предоставляющие такие услуги. Тут есть множество вариантов реализации схемы. Ее задача – доверенные лица ходят в ресторан и тщательно фиксируют всё, что с ними там происходит. Задача владельца – сверить записи, сделанные «тайными покупателями» с тем, что отражено после их визита в системе учета или в кассовой книге. Любое расхождение должно тщательно расследоваться и изучаться.

Другой способ, похожий на метод «тайного покупателя», но гораздо проще – доверенное лицо из числа менеджеров должно периодически проходить по залу, смотреть, что у гостей на столах и сверять поданное им с отраженными в системе данными. Цель такой сверки – обнаружить на столах проданные гостям «мимо кассы» позиции. Будет очень хорошо, если такой контроль станет постоянной привычкой, причем в независимости от степени доверия проверяющего к проверяемым.

CHOCARNE-MOREAU Paul Charles
Еще один принцип – быть внимательным ко всем «странностям» в поведении сотрудников. Проявление тревожности, скрытности или враждебности, попытки «защитить территорию» от вмешательства коллег должны вызывать у руководства желание разобраться в причинах такого поведения. Кроме того, любой сотрудник, который начинает воровать выручку, вынужден считать и как-то фиксировать наворованное, чтобы в конце смены или при проверке изъять из кассы «лишние» деньги или срочно «пробить» отложенные для воровства позиции. Удержать такие данные в памяти непросто, ведь излишки копят в течении всей рабочей смены, при этом выполняя обычные задачи официанта или бармена, общаясь с гостями и коллегами. Обратите внимание на странные записи в блокнотах, на рассыпанные на барной стойке зубочистки, на отложенные в сторонку пробки и обрезки, на нарисованные мелом или подошвой ботинка полоски на полу или на баре. Ведь нас еще в школе научили, как использовать для счета «палочки», а вору нужно просто где-то быстро и незаметно пометить сколько «левака» он сегодня наработал, например, откладывая палочку-зубочистку.

Откуда деньги?

CHOCARNE-MOREAU Paul Charles
Обращайте особое внимание на случаи нарушения кассовой дисциплины и работы с наличными. На рабочем месте личные деньги должны быть под строгим запретом. Ни в карманах, ни в кошельках, ни в сумочках. В «рабочей зоне» ресторана может находится только выручка заведения. И даже «чай», пока он не разделен администратором или старшим смены и не выдан на руки после закрытия, является собственностью заведения и не может находиться в карманах или кошельках сотрудников. Для хранения «чая» можно завести отдельный ящик, разделенный на секции под каждого сотрудника для тех случаев, если в заведении «чай» не является общим. Если такое правило работы с наличными действует, то под подозрение автоматически попадает его нарушение сотрудником любого уровня, от официанта и бармена до кассира и администратора. Ведь чтобы утаить выручку от владельца ее необходимо вынести из «рабочей зоны» минуя кассу.

Вам есть что скрывать?

CHOCARNE-MOREAU Paul Charles
Обращайте внимание на то, как сотрудники реагируют на камеры видеонаблюдения. Если бармен старательно прячет от камеры монитор станции, разворачивая его под странным углом или часто встает к камере спиной или оказывается в «мертвой зоне», то подумайте, что он там от вас прячет. На кухне после появления камеры может начаться перестановка мебели и оборудования, или камера «случайно» ломается или сдвигается.

Другой важный принцип — сотрудники не должны видеть, что записывается на камеры, какой у них угол обзора и какие «слепые зоны». Поэтому служба безопасности должна просматривать свои мониторы в закрытом от посторонних глаз помещениях. Кроме того, заметные камеры нужно дополнять скрытым видеонаблюдением. В идеальном случае скрытые камеры ставят так, чтобы перекрывать «слепые зоны» обычных камер.

Видеонаблюдение в ресторане должно быть событийным, т.е. видеоряд с камеры накладывается на записи событий учетной системы (печать марки, открытие, отмена чека, операции с пречеком и скидкой и т.д.). Это позволяет быстро находить на записи нужные моменты для тщательного разбора, а иногда такие события можно выявлять и полностью автоматически. Так в «Трактиръ: Front-Office” реализован «Центр безопасности», который позволяет указать последовательность потенциально опасных действий, а потом отслеживать их в автоматическом режиме с показом видео. Например, можно настроить такую простую последовательность, как «печать пречека» — «отмена пречека» — «начисление скидки» — «закрытие счета». Именно так будет отражена в системе махинация, когда официант дает скидку на счет своей картой уже после того, как гость рассчитался по счету без скидки, при этом разницу сотрудник заберет себе.

 

список подозрительных событий

В конце дня администрация просто выводит на экран полный список таких событий и просматривает, что при этом было записано на камерах.

 

системы защиты от воровства

Помните, что для того, чтобы выявить обман системы в виде воровства саму систему нужно постоянно менять. В этом случае воры не успеют адаптироваться к изменениям и их действия всплывут на поверхность. Если на прошлой неделе вы проверяли сумму в кассе только в конце смены, то на этой проверьте ее днем. Если в прошлом месяце вы не перевешивали заготовки для суши, то сделайте это завтра. Ведь если заготовка меньше нормы по ТТК на 2-3 грамма, а при этом по сырью нет излишков, то эти излишки кто-то уже без вас «оприходывал».

И так – везде. Будьте непредсказуемы и вездесущи. Пусть вас лучше считают странным параноиком, чем «лохом», которого можно легко обмануть.

работы французского художника CHOCARNE-MOREAU Paul Charles, 1855 - 1931
Для оформления данной статьи использовались работы французского художника CHOCARNE-MOREAU Paul Charles, 1855 — 1931.

 

 

 

 

 

Источник: http://trade-drive.ru

Популярные товары

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *