Как избавляются от неликвидов

О том, как найти неликвиды в программе 1С: Управление Торговлей я описал в статьях «Поиск потенциальных неликвидов» и «Поиск дефицита и неликвида на конкретном примере».

Когда перечень зависших товаров определен, нужно решить, что же с ними делать дальше.

На эту тему хочу поделиться с вами фрагментом статьи Валерия Разгуляева с сайта Upravlenie-zapasami.ru

Американский подход к ликвидации неликвидов

На все неликвиды выставляется цена равная себестоимости, и если в течение разумного срока продажа по такой цене не осуществляется, то продукция сдаётся в утиль. Стратегия хороша тем, что вы теряете минимум ресурсов: денег и времени своего и подчинённых – на не характерное вашему бизнесу занятие. Этому же способствует широкое развитие аутсорсинга в Америке, в том числе и по работе с неликвидами. Однако, в России немного другая ситуация: и с этими услугами, и с менталитетом – поэтому прежде, чем сдавать что-то в утиль, попытайтесь выяснить, что делают с вашими неликвидам там, – возможно вы и сами с этим справитесь, зачем платить кому-то за посредничество. А может, вы откроете для себя «золотую жилу» и сами начнёте скупать подобные «неликвиды» по сниженным ценам у конкурентов и поставщиков.

Голландский

Все неликвиды по одной позиции консолидируются в один лот и выставляются на аукцион, на который приглашается несколько участников – каждый из которых объявляет максимальную цену, по которой он готов купить эту партию. Предложивший наибольшую цену из всех и становится счастливым обладателем всего лота. Этот метод хорош тем, что вы избавляетесь сразу от всех неликвидов по максимальной цене рынка. Главная проблема в такой схеме найти на неликвидную продукцию сразу нескольких покупателей, пускай и стоковых, а также грамотно организовать работу аукциона и не допустить сговора его участников. Однако из-за изначального негативного отношения в России к коммерческим аукционам и тендерам данная схема избавления от неликвидов у нас практически не встречается.

Датский

Неликвиды сбываются напрямую конечным пользователям по оптовой цене в магазинах самообслуживания при производстве. Для конечного пользователя оптовая цена является ощутимо ниже розничной, оптовик же не заинтересуется этими неликвидами, так как он по оптовой цене может купить себе нормальную ходовую продукцию, а иногда и получить её в обмен на те неликвиды производителя, которые зависли у него самого. Этот метод позволяет, избавляться от неликвидов не забивая ими свои каналы сбыта, и не снижая доверие к своему бренду, в случае, если неликвидом является бракованная продукция. При этом выстраиваются более тесные отношения с дистрибьюторами, а, такая форма решения проблемы неликвидов является важным звеном в социально-ориентированном имидже компании. К сожалению, при таком подходе неликвиды сбываются очень медленно, что не всегда подходит для России, где люди привыкли получать результаты своей деятельности очень быстро, а о социальной ориентированности имиджа компании задумываются в последнюю очередь.

Немецкий

К знаменитым немецким angebot-ам (в переводе с немецкого – «предложение о продажи товара») некоторые даже заранее готовятся – ещё бы, цены на самые дорогие вещи, а значит те, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться в неликвидах, – снижают в разы. Схема angebot-а следующая: раз в полгода (зимой и летом), компании на всю продукцию, которая находится в продаже уже с прошлого angebot-а, но не продаётся, выставляет цену в два раза меньше текущей. Если в течение недели продукция не начинает продаваться, то она, либо возвращается поставщику, либо цена снижается ещё в два раза. В результате получается очень быстро вернуть часть замороженных денег и избавиться от неликвидов по относительно справедливой цене (покупатели на интересные позиции не дожидаются второго снижения цен, так как боятся, что их опередит кто-то другой, ведь неликвидные позиции не закупаются, а распродаются только остатки). Кроме этого такие акции имеют мощный маркетинговый характер – многие, прельстившись значительным снижением цен, покупают и те товары, которые продаются по обычной цене. Однако перед и после каждого angebot-а происходит ощутимый спад спроса, так как клиенты сначала копят деньги на спец-предложения и надеются, что цена на интересующие их позиции будет снижена, а затем деньги у них кончаются, а покупательский спрос насыщается. В России эту методику успешно применили ряд ретейлеров и даже дистрибьюторов, избавившись в 2009 году после Нового года от излишков зависшей продукции, и получив средства для расчётов по кредитам, однако регулярных подобных распродаж ожидать не приходится – руководители психологически не готовы к «потере» денег на предоставлении таких значительных скидок. Кроме этого далеко не все считают свои затраты на хранение продукции, а если и начинают это делать, то скорее выбирают путь значительного сокращения ассортимента, нежели регулярных масштабных распродаж.

Турецкий

Поход в турецкий магазин всегда похож на маленькую беспроигрышную лотерею, там вам обязательно при расчёте к вашим покупкам предложат купить за символическую плату отличную вещь, которая явно стоит гораздо дороже – при желании можно свериться с ценником или прайсом, а если вы откажетесь, то, просто, что-нибудь подарят – такой вы хороший человек. Хотя, узнав всю подноготную этой операции, понимаешь, что беспроигрышная эта «лотерея» как раз для продавца. Заметьте, продукцию, которую вам подарят или продадут за символическую плату, всегда выбирает продавец, и выбирает он её не среди ходовых позиций, которые и так хорошо продаются. Причём, весь процесс покупки происходит так, что сначала вы можете неликвидную позицию купить за полную стоимость – выбрав её сами; потом вам её предлагают купить по очень низкой цене – обычно, по её себестоимости; и, если вы отказываетесь от этого варианта, уже презентуется вам бесплатно – обычно это какая-то другая аналогичная позиция, выбранная продавцом. Этим подарком вас завязывают на данную точку продаж, он выполняет маркетинговую роль – а, что ещё делать с товаром, если его не хотят брать даже по себестоимости. У вас же остаётся ощущение маленького выигрыша, и вы обязательно вернётесь в этот магазин, где вас так любят и ждут, или посоветуете его другим.

Советский

Именно в Советском Союзе впихивание неликвидной продукции «в нагрузку» к дефицитной – было в норме вещей. Вам кажется, что этот метод умер вместе со страной? Но возьмите любой набор инструментов, который наверняка есть у вас дома или в машине – каким количеством инструментов из них вы ни разу не пользовались и, соответственно, никогда не купили бы их отдельно? А ведь комплект-то вы купили, да ещё радовались, какой хороший. Таким же образом грамотно собрав ходовые сопутствующие позиции в один набор, и включив в его состав неликвидную позицию, вы сможете достаточно быстро избавиться от остатков по ней.

Профилактика появления неликвидов

Вообще, проще не допускать образования неликвидов, чем потом их пытаться сбывать. А если они у вас имеются в значительном объёме, значит у вас точно не всё в порядке с формированием запасов, и на этот процесс надо обязательно обратить своё внимание. Об эффективных закупках можно написать не одну отдельную статью, поэтому здесь ограничимся перечислением с краткими пояснениями обязательных моментов, которые должны быть в процессе закупки осмысленными, а не такими, к каким, просто, все привыкли, без понимания причин и следствий такого положения дел.

Учёт

Если у вас постоянно происходят сбои в учёте и передаче информации между подразделениями, значит, этим надо заняться в первую очередь. Сначала наладьте первичный учёт и чёткие регламенты передачи информации, документов и ответственности между различными бизнес-единицами. Затем сделайте удобную отчётность по всем интересующим аспектам продаж и остатков.

Сокращение складской программы

Определите, какие из ваших позиций могут стать неликвидными, оцените величину риска и сопоставьте её с получаемым доходом от продажи этой позиции, – все те, которые не стоят того – смело выводите за рамки вашей складской программы. Возможно, что в нынешней ситуации у вас произойдёт не столько сокращение, сколько смещение складской программы в сторону более дешёвых аналогов. В любом случае, этот анализ стоит регулярно проводить и по его результатам корректировать свою политику.

Определение нормативов

В начале статьи уже приводился расчёт максимально допустимого срока хранения по позиции. Если вы умножите этот срок на ваши средние продажи по этой позиции, то получите ту верхнюю границу, выше которых ваши остатки по позиции не должны оказываться ни при каких условиях. Вы можете снизить эту границу, руководствуясь дополнительными условиями работы вашего бизнеса, но в любом случае, вы будете иметь конкретное чёткое значение, а не размытое требование к закупщикам не покупать «слишком много».

Планирование и прогнозирование

Если вы дадите определять, что и в каких количествах закупать своим продавцам, то это почти наверняка приведёт к избыточным запасам, а впоследствии и к неликвидам. Однако, полностью исключая продавцов из этого процесса, вы автоматически снижаете их шансы по выполнению плана продаж. В этой ситуации правильным решением является определение необходимых запасов всё-таки централизовано, с помощью чётких формализованных методов математического прогнозирования, но с возможностью любого продавца взять на себя повышенные обязательства по продаже любого количества любой позиции, под которые он получит соответствующие запасы. Однако за невыполнение взятых на себя обязательств этот продавец, будет отвечать в полной мере из своей премии. Такая схема позволяет без раздувания запасов обеспечить реальные продажи запасами в полной мере. А форма взятия на себя повышенных обязательств – простая служебная записка от конкретного сотрудника, в которой тот указывает необходимые позиции и количества по ним, а так же обозначает срок, до которого он обязуется продать эти объёмы. Разумеется, срок должен быть разумным, иначе по этой служебке вполне обоснованно будет принято отрицательное решение.

Оптимальная партия поставки

Чем меньше партии поставки, тем меньше и риск неликвида, и его объём в случае, если он всё-таки образуется. Однако слишком маленькие партии поставки оборачиваются серьёзными затратами на транспортировку, что тоже не подходит компании. Поэтому оптимальность партий поставки нужно обязательно считать, а не руководствоваться тем, как это было принято до последнего времени.

Уровень удовлетворения спроса складскими остатками

Ещё один параметр, который напрямую влияет на объём запасов, а значит и на ситуацию с неликвидами. Не редка ситуация, когда на вопрос, о требуемом уровне удовлетворения спроса складскими остатками, руководитель говорит о 100%. При этом поддержание таких остатков может стоить компании очень больших затрат, объём которых падает в разы, при снижении этого уровня уже до 90-95%. Идеальным является вариант расчёта оптимального уровня удовлетворения спроса складскими остатками, но если вы пока не готовы к этому, то нужно хотя бы провести АВС-анализ, по таким важным параметрам как: количество запросов клиентами и маржинальная прибыль по позиции за определённый период – и назначить разным группам разный уровень удовлетворения спроса остатками директивно.

Партнёрские отношения с поставщиком

Одним из аспектов успешной работы закупщика являются такие отношения с поставщиками, которые являются вашим конкурентным преимуществом. Иногда, можно так выстроить отношения и схему работы с поставщиком, что получится иметь полный склад, но не заморозить в него не рубля, оплачивая только те самые затраты на хранение. В любом случае, нынешняя ситуация – самая лучшая для выстраивания отношений с поставщиками на ваших условиях, или, по крайней мере, с их обязательным учётом.

Автоматизация

Большинства человеческих ошибок, которые приводят к неликвидам, можно избежать, просто, автоматизировав соответствующие процессы. Кроме увеличения точности и достоверности данных, а также скорости их обработки, вы освободите сотрудников закупок от рутины, и они смогут решать более творческие задачи, например, как перевести отношения с поставщиком на партнёрский уровень или хотя бы как вернуть ему обратно неликвиды. Настройки же предупреждений и запретов при проведении заведомо не корректных операций в корпоративной информационной системе позволит создать защиту от случайных и злонамеренных искажений информации.

Контроль

Даже если у вас неликвидов сейчас практически нет, лучше регулярно отслеживать ситуацию по его образованию – чтобы решать проблему на первоначальном этапе, когда продажи ещё только снижаются и становятся слишком маленькими по сравнению с вашими остатками, а не тогда, когда позиция встала у вас намертво. В этом вам поможет отчётность по ожидаемым срокам продажи, определяемым делением текущих свободных остатков на прогнозы продаж.

Источник: http://upravlenie-zapasami.ru/

 

Популярные товары

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *