Содержание
Есть два основных варианта работы сети магазинов в 1С:
- использование распределённой информационной базы (РИБ),
- подключение через интернет в режиме удалённого рабочего стола (RDP), тонкого или веб клиента.
Главным достоинством первого режима является стабильность в условиях плохого интернета и высокая скорость работы с торговым оборудованием, что очень важно для касс. Вместе с этим РИБ обладает некоторыми недостатками. Дальше мы поговорим о них подробнее и предоставим свой вариант устранения.
Минус №1. Проблемы с обновлением конфигурации
Большинство торговых предприятий дорабатывает 1С под свои индивидуальные требования. Программист вносит изменения в конфигурацию центральной базы, которые дальше передаются в магазины.
Чтобы принять это изменение, пользователь торговой точки должен войти в режим конфигуратора и произвести некоторые манипуляции.
Проблема с обменом после вмешательства программистов сопровождается сообщением: «Обновление может быть выполнено в режиме Конфигуратор. Для завершения чтения обновления конфигурации откройте Конфигуратор и выполните команду Обновить конфигурацию базы данных».
Кому-то может показаться, что это просто, но только не для рядового продавца или кассира. Большинство из них не знают, что такое «Конфигуратор», да и знать не должны — заниматься техническими вопросами не их работа.
К тому же, у простого пользователя с точки зрения безопасности не должно быть доступа к конфигуратору — чем меньше избыточных прав, тем лучше для всех, включая самого пользователя. Не обладая лишними правами, он ничего не испортит, даже случайно. И сразу будет ясно, что пользователь «чист»: прав для того, чтобы “накосячить”, у него попросту нет.
Минус №2. Блокировка окна пользователя
Важно, чтобы на всех торговых точках имелись актуальные данные (остатки, цены, внутренние заказы). Для этого обмен должен производиться достаточно часто. Кого-то устроит интервал и в три часа, но в нашей практике чаще всего встречается интервал в 15 минут. В типовых программах 1С можно настроить обмен с любой периодичностью, но проблема в том, что в файловом варианте полностью блокирует работу окна 1С при каждом выполнении.
Если в качестве пользователя, от которого выполняется задание обмена, выступает кассир, который постоянно пользуется программой (а в большинстве случаев на точке стоит один компьютер и, соответственно, один пользователь), то такой обмен по расписанию сильно затормозит работу кассы, поскольку каждые 15 минут запускается обмен и блокирует окно программы. Продавец все это время работать не может. Отдельный случай, когда на центральной базе ночью запускают процедуру восстановления последовательности, которая перепроводит все документы за последние несколько месяцев. В итоге утром на удаленную точку приходит громадный файл обновлений, загрузка которого может занять не 5-10 минут, а 30-40. В итоге, объём таких простоев за день/неделю/месяц окажется внушительным. Естественно, невозможность оформить продажу, в момент проведения обмена, грозит тем, что количество продаж может упасть: клиент не захочет ждать, когда программа «отвиснет», потребует чек и т.д. Это серьёзная проблема для точек с высокой проходимостью.
Существуют варианты, чтобы обмен не «всплывал» в самый неподходящий момент, но они тоже имеют недостатки:
- Можно запускать обмен вручную, когда будет удобно пользователю. Но, согласно закону Мерфи, если пользователь имеет возможность что-то забыть, он обязательно забудет. В результате обмен будет проходить нерегулярно. А если пользователь ответственно выполняет обмен в удобное для него время, например, нажимает на кнопку обмена с регулярностью хотя бы в час, то вам, как работодателю, можно только позавидовать — таких сотрудников сейчас встретишь не часто.
- Можно запускать обмен автоматически в моменты запуска или закрытия программы. Как правило получается 2 раза в день, но если данных принимается или отправляется много, то обмен также надолго затянется. Продавцу придется либо оставаться после работы и ждать, когда же этот обмен наконец-то закончится, либо, если нет времени ждать (все может быть), аварийно завершать работу программы через диспетчер задач, либо выключением компьютера через кнопку на системнике, что НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРИ РАБОТАЮЩЕЙ 1С.
- Комбинация первого и второго варианта (обмен утром, вечером и регулярно в промежутках днем) может принести свои положительные плоды, но требует дополнительной нагрузку от пользователя.
Чтобы облегчить участь пользователя, мы можем запускать обмен не из-под его учётной записи, а под дополнительным специально созданным пользователем. Пользователь утром будет открывать программу для себя и второй раз для дополнительного пользователя «Обмен». Опять же пользователь может забывать это делать.
Минус №3. Настройка расписания
Для стандартного автоматического обмена предусмотрена настройка расписания. В центральной базе для каждой удалённой точки создаётся своя отдельная настройка расписания. С одной стороны это удобно, если для каждого РИБ нужна своя частота обмена (например, для одной РИБ нужен обмен один раз в час, для другой один раз в день), но как правило частота обмена должна быть одинаковой. Проблема в том, что настраивать расписание для каждой точки неудобно, особенно, если у вас их 20 штук.
Наше решение
Приведенные выше недостатки становятся невыносимыми при увеличении количества распределенных баз (магазинов) и высокой интенсивности работы в базах, порождающей большое количество данных для передачи.
Много лет назад, впервые столкнувшись с проблемами обмена между базами 1с, мы разработали решение, с помощью которого победили большинство его минусов.
Оно имеет следующие преимущества:
- Окно обмена запускается само, параллельно основному окну пользователя и работает в фоне. В нём отражается статус обмена и выполняется сама процедура обмена с нужной периодичностью. При этом пользователь работает в отдельном окне и блокировка окна при обмене его не беспокоит. Также можно посмотреть, когда последний раз проходил обмен и в случае необходимости запустить его вручную по кнопке «Произвести обмен сейчас».
- Конфигурация обновляется одной кнопкой и не требует сложных манипуляций от кассира. При получении обновлений конфигурации в окне автообмена либо в окне кассира становится активной кнопка “Обновить конфигурацию” и надпись “Обновите конфигурацию!!!”. В удобное для себя время, когда нет покупателей пользователь запускает обновление. При этом 1С завершает свою работу и производит автоматическое обновление. Через пару минут можно открывать программу и продолжать работать. Вход в конфигуратор и дополнительные права администратора не требуются.
По желанию можно настроить автоматическое обновление конфигурации при закрытии 1С.
- Настройка расписания обмена производится непосредственно в окне автообмена. Удобно, когда нужно настроить обмен с большим количеством узлов.
В центральном узле выводится информация о статусе обмена с точками. Хорошо видны проблемные узлы, обмен с которыми перестал работать.
Эти доработки в целом серьёзно повышают стабильность работы автообмена, сокращают расход времени пользователей и повышают удобство работы.
Вы можете приобрести это решение:
Розница свежая позволяет сделать обновление конфигурации без запуска конфигуратора, нужно только ввести пароль ад
В Рознице конфигуратор запускается, но только в фоне, незаметно для пользователя.
В нашей разработке для 10.3 сделано аналогично, только для запуска обновления нужно нажать дополнительную кнопку без входа в режим конфигуртора
А я и не заметил, что это для 10.3