Ревизия — обязательное условие нормальной работы магазина.
Любой, даже маленький магазинчик проводит у себя инвентаризацию, не говоря уже о крупных магазинах и гигантах торговли. Но не все проводят ревизию эффективно. Очень часто товар лежит на разных полках, его неудобно считать (подробнее: Пример проведения инвентаризации).
Как результат: неправильно посчитанное количество товара, пропущенные позиции и прочие ошибки.
Ошибки при проведении инвентаризации скажутся не только на текущей ревизии, но и на всех последующих, поэтому проведение качественной (без ошибок) ревизии важно вдвойне.
- Поэтому нелишним будет узнать, как подходят к вопросу проведения инвентаризации в крупной сети гипермаркетов:
«За два часа до начала инвентаризации весь персонал, участвующий в инвентаризации со стороны заказчика, осуществлял предварительную подготовку объекта к инвентаризации – сортировку и фасовку товара. За час до начала инвентаризации ответственные лица собрали всех сотрудников, задействованных в инвентаризации, и объяснили распорядок дня, правила передвижения по магазину, а также поставили всем задачи по объему выполняемой работы, продемонстрировав работу на примере конкретной зоны.
Фактическое наличие товарно-материальных запасов в торговом зале просчитывалось методом двойного просчета. Пока не завершился первый просчет инвентарной зоны, начинать в ней повторный просчет запрещено.Товар считается сверху вниз и слева направо, по принципу «змейки». После подсчета каждого вида товара одну штуку следует перевернуть так, чтобы на упаковке был виден штрих-код (отфейсовать). При первом просчете товара количество записывается черным фломастером на заранее приклеенной наклейке под отфейсованным товаром. При втором просчете, если количество пересчитанного товара совпадает с первым просчетом, цифру первого просчета необходимо обвести кругом, а если не совпадает, то записать через дробь другую цифру рядом, например, 10/12.
Первая группа считала и писала количество на листке бумаги. Вторая группа, сформированная из инвентаризаторов, проходила со сканерами, проверяла правильность подсчета, сканировала и вносила данные по количеству в ТСД. В случае необходимости инвентаризации весовой продукции, на которой этикетки отсутствуют, инвентаризаторами принималось решение о печати этикеток. По окончании сканирования всех зон сектора старший контролер-ревизор передавал сканер лицу, ответственному за инвентаризацию.
В ходе инвентаризации при обнаружении в секторе испорченного товара и товара, принадлежащего другим зонам, сотрудники выкладывали его в тележки, находящиеся в центральном проходе. После окончания инвентаризации сотрудники сортировали товар. Кондиционный товар после передачи в соответствующий сектор сканировался поштучно и заносился в отдельную инвентаризационную книгу.
После переноса данных подсчета из всех ТСД в торговую программу осуществлялся выборочный просчет по 5 позиций просчитанного товара из каждой товарной группы.
В случае нахождения ошибок количества, кода товара или пропуска товара ошибки исправлялись инвентаризаторами, руководствовавшимися регламентами инвентаризации. Если количество ошибок было слишком большим или если порядок распечатки не позволял гарантировать точный контроль, то комиссией принималось дальнейшее решение о проведении пересчёта.
После закрытия всех приходных и расходных документов создавалась сличительная ведомость для контрольной проверки недостающего товара и излишков. Представители магазина совместно с инвентаризаторами выбирали позиции товара, которые необходимо назначить на пересчет – оформляется паспорт пересчета товара.Товар, назначенный на пересчет, считался во всех зонах хранения.
Инвентаризация товарных остатков производилась не только в торговых залах, но и на складах. В этом случае склады также размечались на зоны, а пересчёт становился более «масштабным» — считали паллеты и упаковки.»
Отношение к инвентаризации и затраченные ресурсы впечатляют. Это наглядный пример того, как нужно готовиться и проводить инвентаризацию.
Даже если вы не можете выделить большие ресурсы на проведение инвентаризации и у вас нет необходимости несколько раз пересчитывать один и тот же товар, вы можете:
- расставить товар так, что бы было удобно посчитать количество
- проверить наличие штрихкодов и повернуть товар так, чтобы штрихкод был виден сразу
- разделить обязанности сотрудников (один подготавливает товар, второй сканирует штрихкод и вводит количество)
Использовались материалы сайта www.trademanagement.ru