Содержание
По оценкам Gartner Group, в западных компаниях в среднем 18% всех затрат на ИТ приходится не на ИТ-отделы, а на подразделения, которые из собственных бюджетов финансируют внедрение необходимых им (как они считают) информационных систем. Gartner усматривает в этом тенденцию и прогнозирует, что в следующем году скрытые расходы будут составлять до 40% общих затрат на ИТ.
Затраты российских предприятий на ИТ имеют тенденцию к увеличению — об этом заявили 63% .
В России скрытые расходы появляются по другой причине: многие организации просто еще не дошли до идеи консолидированного ИТ-бюджета и назначения ИТ-руководителя. Но результат в итоге один и тот же — ИТ-«зоопарк» в информационной структуре предприятия. Только российские предприятия имеют его из-за недооценки роли ИТ, а западные могут получить, наоборот, в силу глубокой веры в возможности информационных технологий.
Куда движется волна автоматизации
Изучая затраты на ИТ западных компаний, Gartner представила ИТ-бюджет, выраженный в процентах от оборота, а также в расчете на одного штатного сотрудника, в зависимости от оборота компании (рис. 1).

Анализ показал: чем крупнее компания, тем меньший процент от своего оборота она тратит на ИТ. «Удельные» же затраты на ИТ получаются выше для средних компаний. Аналитики Gartner даже сформулировали правило: «Если ваш бизнес растет, и бизнес-модель не меняется, то, возможно, вы сможете тратить на ИТ меньший процент от оборота, чем в предыдущие годы». Для российских предприятий картина получается иная (рис. 2).

Данные, полученные от наших респондентов, показывают, что крупные предприятия в процентном выражении от оборота тратят на ИТ столько же, сколько и мелкие, а в расчете на одного сотрудника — гораздо больше. Средние же предприятия явно отстают. Такое различие, на наш взгляд, объясняется тем, что Gartner изучала стационарную ситуацию, мы же имеем дело с переходным процессом. Российские предприятия только приступили к автоматизации своих бизнес-процессов на современном уровне. В авангарде идут крупные компании: они сделали большие вложения в ИТ, поэтому в относительном выражении их затраты на автоматизацию сейчас велики. До средних предприятий, которые в массе своей последние годы вынуждены были бороться за выживание в рыночных условиях, волна современной автоматизации только начинает доходить. Ну а сектор малого бизнеса представлен в основном новыми компаниями, которые изначально придавали должное значение использованию информационных технологий. Не случайно крупные предприятия имеют более высокий уровень автоматизации — это результат уже сделанных ими вложений в ИТ (рис.3).

(Уровень автоматизации предприятий оценивался по ответам респондентов на вопросы о степени автоматизации восьми основных бизнес-процессов: бухгалтерского и финансового учета, учета материальных ресурсов, взаимодействия с поставщиками и с клиентами, внутрикорпоративного документооборота, производственных процессов, учета кадров и расчета зарплаты.)
Постепенно волна современной автоматизации будет захватывать предприятия среднего бизнеса — их относительные затраты на ИТ возрастут. Тем временем операционные затраты на ИТ крупных компаний будут снижаться в относительном выражении. Некоторые респонденты сообщили нам, что в их компаниях уже приняты соответствующие планы.
0,95% от оборота в среднем тратят на ИТ розничные сети
В абсолютном же выражении затраты на ИТ, безусловно, будут увеличиваться — пока компании сохраняют высокую динамику развития. Когда ситуация с автоматизацией в российском корпоративном секторе придет к стационарному виду, правило Gartner будет справедливо и для российских компаний. Больше всего на ИТ сейчас тратят предприятия телекоммуникационной и финансовой сфер, бизнес которых во многом построен на информационных технологиях; выделяется также ТЭК, предприятия которого относятся к разряду крупного бизнеса (табл. 1).

Фанаты и консерваторы
Аналитики Gartner выделяют три типа компаний по их подходу к внедрению ИТ:
- Активные сторонники новых технологий, расходы на ИТ которых составляют 3,4% от оборота и более. Эти компании охотно пробуют технологические новинки. Таких, по подсчетам Gartner, 15%.
- Идущие в основном потоке: расходы на ИТ лежат в пределах 1,8-3,4% от оборота. Таких 65%.
- Консерваторы: расходы на ИТ — менее 1,8% от оборота. Эти компании внедряют только апробированные решения, стараются экономить на ИТ. CIO здесь, как правило, подчинен CFO. Таких 20%. Для российских компаний необходимо сделать поправку.
Адептами новых технологий будем считать компании, которые тратят на ИТ более 2% от оборота. Консерваторами — тех, чьи расходы на ИТ составляют менее 0,5% от оборота. Остальные — идущие в основном потоке (mainstream). Распределение по типам оказывается таким же, как для западных компаний (табл. 2): адептов в России даже несколько больше, чем консерваторов. Правда, по западным меркам, наши адепты — это западный mainstream, а наш mainstream — это западные консерваторы.

Исповедуемый компанией подход к внедрению ИТ существенно зависит от статуса директора корпоративной ИТ-службы. Как показывает наше исследование, в российских компаниях-консерваторах CIO, как правило, подчинен финансовому директору или главбуху (соотношение подчиненности CFO:CEO выглядит как 5:4). При этом число тех CIO, которые считают, что их компания недостаточно вкладывает в ИТ, в этой категории впятеро больше, чем тех, кто доволен своим ИТ-бюджетом. В компаниях же, относящихся к категории активных сторонников новых технологий, ИТ-директор подчинен непосредственно генеральному директору (соотношение подчиненности CFO:CEO — 1:8), и перевес CIO, считающих, что его компания достаточно вкладывает в ИТ, над недовольными размером своего ИТ-бюджета составляет 10:3.
Затраты на ИТ: реальность и мечты
Затраты российских предприятий на ИТ имеют тенденцию к увеличению — об этом заявили 63% респондентов. О том, что корпоративный ИТ-бюджет сокращается, сообщили только 4% опрошенных (рис. 4).

Каждый второй ИТ-руководитель считает, что на текущий момент его компания явно недостаточно тратит на ИТ (рис. 5).

При этом более половины CIO полагают, что величина ИТ-бюджета должна составлять 2% от оборота и более, то есть причисляют себя к адептам новых технологий. Приверженцами консервативного стиля по отношению к внедрению ИТ являются только 6,1% ИТ-директоров (рис. 6).

К первому типу (активные сторонники новых технологий) явно тяготеют представители финансовой и телекоммуникационной сфер. Стремление к этому типу, но не столь явно выраженное, демонстрируют также представители ТЭК. Металлургические и транспортные предприятия больше склонны оставаться в основном
потоке. Яркие представители mainstream — предприятия машиностроительной и целлюлозно-бумажной отраслей, розничные сети. Наиболее противоречивая группа — производители ТНП: здесь соотношение консерваторов, идущих в основном потоке и адептов выглядит как 3:7:7, причем приверженность к новым технологиям проявляют, как правило, компании с иностранными инвесторами.
Структуризация по масштабу предприятий показывает, что к типу активных сторонников новых технологий относятся ИТ-директора самых маленьких (с оборотом до $10 млн) и самых крупных (свыше $1 млрд) компаний. Mainstream с тяготением к более активному использованию ИТ — это компании, переходящие от малого к среднему бизнесу (с оборотом $10-50 млн) и от среднего к крупному ($300-1000 млн). Наиболее противоречивая и склонная к консерватизму категория — средние предприятия с годовым оборотом $50-150 млн: соотношение консерваторов, идущих в основном потоке и адептов здесь выглядит как 3:10:6.
Мнение
Феликс Гликман, гендиректор TopS BI:
— Если подходить формально, то есть общемировые показатели: порядка 4% оборота компании должно тратиться на ИТ. Хотя есть отрасли, где затраты на ИТ выше — телекоммуникационные компании, торговые сети. Показатели в России скромнее — в среднем 1-2% от оборота. Реально же понятие «много-мало» весьма относительное. ИТ-затраты — это накладные расходы. Поскольку минимизация издержек сегодня является тенденцией развития любого бизнеса, то и затраты на ИТ нужно минимизировать. Другое дело, если вложения в ИТ необходимы для решения бизнес-задач: в этом случае это уже не ИТ-затраты, а вложения в развитие бизнеса. Из нашей практики, в таких случаях финансирование идет не через ИТ-отделы, а через экономические службы. И чем выше конкуренция на рынке, чем меньше маржа, тем большее значение для бизнеса имеют ИТ. Так что «много или мало» — это оценка, во многом зависящая от состояния рынка, на котором работает данная компания.
Артем Киракосьян, менеджер направления автоматизации розничной торговли «КОРУС Консалтинг»:
— В сфере розничной торговли именно качество ИТ определяет возможность дальнейшего развития без потери управляемости. Наиболее успешные розничные сети в мире уже в середине 60-х годов поняли, что наличие своевременной и достоверной информации о динамике продаж и объеме складских остатков может значительно сократить издержки. Думаю, объем инвестиций в ИТ для розничных сетевых операторов должен составлять 3-5% от оборота. По опыту работы с ведущими ритейловыми операторами в России можно оценить объем вложений в ИТ на уровне 0,5-1% от оборота. В качестве примера пагубности недофинансирования ИТ очень показательна история противостояния двух ритейловых гигантов K-Mart и Wall-Mart. Принципиальное стратегическое различие между ними было в том, что Wall-Mart активно инвестировал в ИТ, a K-Mart все свободные средства вкладывал в открытие новых магазинов. Итог этого противостояния известен: Wall-Mart стала крупнейшей ритейловой компанией в мире, a K-Mart — банкротом.
Юрий Попов, ведущий консультант департамента ИТ-консалтинга компании «АйТи»:
— Вложения в ИТ отчасти схожи с вложениями в недвижимость: они так же высоки, несут определенные риски и имеют длительный срок окупаемости. В последнее время появилось еще одно сходство — инвестиции в ИТ так же неизбежны, как и инвестиции в недвижимость. Сколько и по каким статьям вложить в ИТ, чтобы удовлетворить потребностям бизнеса? Найти подходящую формулу для оценки необходимого уровня инвестиций в ИТ сложно. Но можно использовать другой подход — опираться на данные по аналогичной (по уровню дохода, структуре персонала, количеству ИТ-активов и сложности информационной системы) отраслевой компании. Именно так поступает Gartner, используя методику оценки совокупной стоимости владения ИТ (ТСО). Наша практика показывает, что этот подход оказывается полезным и для российских компаний.