Содержание
Совсем недавно думал, что как-то скучновато стало жить в последнее время. Ни тебе онлайн-процедуры продаж хлеба с обязательным сканированием сетчатки глаза покупателя, ни очередных требований к изменениям в тексте чека (например вместо “наличные” печатать “кэш”). Сплошная тоска и беспробудная рутина.
Но еще 28 февраля правительство позаботилось о таких вот скучающих, и выпустило постановление за номером 224.
Постановление 224 от 28 февраля
Оно является первой ласточкой из цикла бестселлеров под общим названием “Маркировка”, и регламентирует оборот маркированной табачной продукции.
Поскольку у многих наших клиентов накопились вопросы из серии “А как это должно работать?”, будем эту тему обзирать. О том, как обстоят дела на фронтах у производителей и оптовиков, мне известно не многое — это не наш профиль, и мы его касаемся весьма опосредованно. А вот тем, кто прикрывает собственную розницу, в которую государство так и норовит запихнуть очередное нововведение, я постараюсь информационно помочь.
Для осуществления замыслов из Постановления 224, участники табачного рынка были поделены на 3 группы: производители/импортеры, оптовики “первого звена” (это те, кто закупает непосредственно у производителей), розница. За скобками остался вздыхать о грядущем повышении цен наш брат-покупатель. Каждой группе в назначенный срок предстояло вступить в дело. Внедрение предполагалось таким:
- С 1 марта по 30 июня 2019 года все участники регистрируются в системе мониторинга Честный знак. Регистрация требует наличие цифровой подписи (годятся те, которые использовали при регистрации онлайн-касс), и выполняется буквально за пару минут — сам пробовал.
- С 1 июля 2019 года каждая группа выполняет свою роль:
- Производители с импортерами регистрируют в Честном знаке все операции с табачной продукцией;
- Оптовики “первого звена” фиксируют приобретение табачки у производителей;
- Розница фиксирует только продажи
3. С 1 июля 2020 года все участники рынка регистрируют все операции. Оборот немаркированной продукцией становится вне закона, начинаются гонения и репрессии. На тех, кто как в каменном веке пытается торговать немаркированным табаком, смотрят искоса, с усмешкой указывают пальцем.
Несмотря на то, что на дворе уже не 1 июля, а на минуточку конец августа, в паровоз маркировки еще вполне реально запрыгнуть на ходу. Для этого соберитесь с духом, и примите как данность идущий ниже порядок действий:
- Договоритесь с поставщиками, чтобы пока не поставляли вам маркированный табак.
- Убедитесь, что у вас есть не просроченная цифровая подпись, при необходимости продлите ее.
- Зарегистрируйтесь в системе мониторинга Честный знак.
- Приобретите 2D-сканер штрихкодов. Если у вас уже есть такой для продажи маркированного алкоголя, он сгодится.
- В личном кабинете ОФД заключите доп.соглашение на передачу данных в ИС МОТП.
- Обновите товароучетную систему
- Обновите прошивку кассы
- Обновите драйвер кассы
- Обновите счетчик установленных за последний год обновлений
Пункты с шестого по восьмой я зачитываю клиентам очень часто. Они уже стали своего рода мантрой вроде “Карфаген должен быть разрушен”. И это единственный способ избежать технических проблем с кассой, не прибегая к изобретению велосипеда.
После обновления вашего софта, в него добавится функционал по учету продаж маркированной табачной продукции, и вот тогда поставщикам можно давать зеленый свет.
Когда я увидел этот функционал в Управлении торговлей и Рознице, меня посетило невиданной силы дежавю. Вся эта петрушка уже была при внедрении ЕГАИС. Маркированный алкоголь продается точно так же.
Активация учета табака в Рознице 2.2
Приобрести и настроить 1С.Розницу 2.2 вы можете у нас
Для активации учета табачной продукции надо включить соответствующую константу через меню Все функции
После этого добавляем новый вид номенклатуры. На примере моего вымышленного магазина «Мелочевка Бобби», я создал вид номенклатуры «Сиги», в котором указал, что это табак и он подакцизный.
В реальных боевых условиях я рекомендую создавать вид “Маркированные сиги”, чтобы подчеркнуть их особый статус, и не перепутать с табачкой немаркируемой.
После этого создаю вымышленную позицию номенклатуры, и назначаю ей соответствующий вид.
Дальше — как обычно. Сделали поступление, установили цену, и можно запускать в продажу. Теперь при выборе этой позиции в Рабочем месте кассира, появится до боли знакомое окно с предложением считать код DataMatrix с пачки (или блока, если вы торгуете на широкую ногу). Этот код, что характерно, надо отсканировать, после чего можно пробивать чек.
Активация учета табака в Управлении торговлей
Похожим образом этот механизм реализован в Управлении торговлей 11. А вот УТ 10.3 рассмотрим отдельно. Все таки конфигурация старенькая, интерфейс другой, а бродить по окнам и вкладкам — занятие на любителя.
Для начала идем в Операции — Константы, и ищем самую последнюю вкладку. Галочки “Контролировать статусы…тратата” ведущие собаководы пока рекомендуют не устанавливать.

Поскольку в УТ 10.3 с видами номенклатуры дела обстоят попроще, признак табачной продукции идем устанавливать прямо в номенклатурную карточку:

И еще один нюанс. Для кассира необходимо установить дополнительные роли “Базовые права ЕГАИС” и “Базовые права МОТП”. Без них 1С не даст сканировать коды DataMatrix.
После этих подготовительных мероприятий, получаем такое же красивое окошко при продаже, как и в Рознице:
После того, как чек будет пробит на кассовом аппарате, он в течении суток будет передан силами ОФД в систему Честный знак. Отсканированные в них коды будут выведены из оборота.
Если вы работаете с автономной кассой, то коды проданной табачки вам надо будет вносить в личном кабинете Честного знака не реже одного раза в три дня.
На этом пока все. Берегите свою розницу.
А говорят что будут маркировать минералку это правда?
Добрый день! Да мы слышали такие новости, но пока это только слухи и по ним эксперимент может начаться 1 октября
Вообще вся тема с маркировкой идет к тому, что маркировать будут всё. Ставлю сотку, что это правда, и просто вопрос времени