— Здравствуйте, это анонимный телефон доверия ФСБ?
— Да, Вячеслав
Анекдот средней бородатости про CRM в госучреждениях.
Нет, сегодня речь пойдет конечно не о правоохранительных органах, и даже не о Вячеславе. Сегодня я попробую разложить по полочкам тему IP-телефонии — ее преимущества, недостатки и разновидности.
Для начала коротко о том, что собственно это за зверь. С того момента, как Александр Белл запатентовал первый “говорящий телеграф”, технологии шагнули далеко вперед. Пропускная способность интернет-каналов давно позволяет передавать видео в высоком разрешении, что уж говорить о менее объемной аудио-информации. Как следствие, пытливыми умами был придуман набор протоколов для реализации обычных телефонных звонков через интернет. Эта технология и получила название “IP-телефония” (она же Voice over IP, она же VoIP, она же Жора, она же Гоша). И в результате своего развития, она теперь предоставляет широкие возможности как для домашнего использования, так и для бизнеса.
Возможности
-
1. Снижение затрат на телефонную связь
Так уж вышло, что междугородные (а тем более международные) звонки, как правило влетали в копеечку. За счет сжатия передаваемых данных, а также за счет более рационального использования пропускной способности каналов связи, цена таких переговоров значительно ниже.
-
2. Возможность организовать единую внутреннюю телефонную сеть компании
На первый взгляд это может показаться совершенно ненужным элементом, но как показала практика, даже в небольших организациях, такая сеть сильно упрощает жизнь. Перехват звонков, переадресация, очереди вызовов, внутренние короткие номера — все это очень экономит время. А его как правило много не бывает.
-
3. Многоканальные телефонные номера
Вероятность того, что звонок потеряется, а клиент уйдет к конкурентам из-за того, что телефон был занят, сильно снижается. Кроме того, отпадает необходимость сообщать клиентам сразу несколько номеров компании (вот этот запишите — это бухгалтерия, а вот этот — это менеджер Виталий, а вот по этому у нас электрик Петр). Теперь все, что называется, в одном флаконе.
-
4. Возможность использования стационарных, мобильных и программных телефонов
Как ни крути, но специалисту, который занят разъездной работой, было бы удобнее использовать сотовый, а специалисту техподдержки — гарнитуру, чтобы освободить руки для более насущных дел, нежели держание трубки.
-
5. Самая на мой взгляд вкуснятина — Возможность увязки с учетной системой
Тут вообще широкое поле для творчества. Ведение статистики, определение номера входящего звонка для улучшения взаимоотношений с клиентами, запись разговоров, звонки прямо из программы в 1 клик мышки.
Например, наша АТС при входящем звонке связывается с 1С-кой, по номеру телефона определяет какой контрагент звонит и выводит информацию в углу экрана, очень удобно.
Виды VoIP-систем
Условно все варианты VoIP-систем можно поделить на 3 группы: системы с аппаратным шлюзом, виртуальные АТС и облачные решения. По порядку о каждой.
Аппаратный шлюз
Представляет собой примерно вот такую железяку, мало отличающуюся от тех, что обычно установлены в серверных помещениях.
Вся аппаратная и программная начинка такой штуковины предназначена для бесперебойного обеспечения вашей организации всеми прелестями IP-телефонии. К плюсам безусловно можно отнести надежность и защищенность системы. К минусам — в первую очередь стоимость и сложность в обслуживании. Во всяком случае за перепрограммирование такого VoIP-шлюза вчерашнего студента сажать не стоит.
Виртуальные АТС
Обходятся несколько дешевле. По сути — это набор программ, которые устанавливаются практически на любой компьютер, который и будет в дальнейшем выполнять роль АТС.
В интернете в открытом доступе лежит множество готовых сборок, основанных на Asterisk с относительно несложной установкой и удобной настройкой через веб-интерфейс. Такие программы хороши своей масштабируемостью и возможностью подогнать весь функционал аккурат под нужды организации. А плохи тем, что безопасность и надежность в бесплатных продуктах как правило — не передовой край инженерной мысли, и будут сильно зависеть от радиуса кривизны рук человека, который будет эту АТС обслуживать.
Облачная АТС
В том, что телефония перекочевала в облака, ничего удивительного нет. Это тренд последних лет. Достаточно вбить в поисковик “Услуги IP-телефонии”, и в глазах зарябит от предлагаемых тарифов и “выгодных условий”. При подключении к такому варианту вся головная боль по настройке и обслуживанию плавно перемещается на компанию-оператора. В абонентскую плату будут уже входить услуги связи (в отличие от предыдущих вариантов, где с провайдером еще надо заключать отдельный договор).
Правда возможности использования таких систем несколько ограничены тем функционалом, который установлен этим оператором. Основаны облачные решения как правило на тех же виртуальных АТС, но в значительно доработанном виде.
В качестве итога этого небольшого обзора, хочу отметить, что у нас уже около года работает виртуальная АТС, собранная на базе недорогого неттопа. И она действительно сильно облегчает работу. Уже забыли, когда в последний раз набирали номер в ручную :)