IP-телефония: шлюз, виртуальная АТС или облако

— Здравствуйте, это анонимный телефон доверия ФСБ?

— Да, Вячеслав

Анекдот средней бородатости про CRM в госучреждениях.

Нет, сегодня речь пойдет конечно не о правоохранительных органах, и даже не о Вячеславе. Сегодня я попробую разложить по полочкам тему IP-телефонии — ее преимущества, недостатки и разновидности.

Для начала коротко о том, что собственно это за зверь. С того момента, как Александр Белл запатентовал первый “говорящий телеграф”, технологии шагнули далеко вперед. Пропускная способность интернет-каналов давно позволяет передавать видео в высоком разрешении, что уж говорить о менее объемной аудио-информации. Как следствие, пытливыми умами был придуман набор протоколов для реализации обычных телефонных звонков через интернет. Эта технология и получила название “IP-телефония” (она же Voice over IP, она же VoIP, она же Жора, она же Гоша). И в результате своего развития, она теперь предоставляет широкие возможности как для домашнего использования, так и для бизнеса.

Возможности

1. Снижение затрат на телефонную связь

Так уж вышло, что междугородные (а тем более международные) звонки, как правило влетали в копеечку. За счет сжатия передаваемых данных, а также за счет более рационального использования пропускной способности каналов связи, цена таких переговоров значительно ниже.

2. Возможность организовать единую внутреннюю телефонную сеть компании

На первый взгляд это может показаться совершенно ненужным элементом, но как показала практика, даже в небольших организациях, такая сеть сильно упрощает жизнь. Перехват звонков, переадресация, очереди вызовов, внутренние короткие номера — все это очень экономит время. А его как правило много не бывает.

3. Многоканальные телефонные номера

Вероятность того, что звонок потеряется, а клиент уйдет к конкурентам из-за того, что телефон был занят, сильно снижается. Кроме того, отпадает необходимость сообщать клиентам сразу несколько номеров компании (вот этот запишите — это бухгалтерия, а вот этот — это менеджер Виталий, а вот по этому у нас электрик Петр). Теперь все, что называется, в одном флаконе.

4. Возможность использования стационарных, мобильных и программных телефонов

Как ни крути, но специалисту, который занят разъездной работой, было бы удобнее использовать сотовый, а специалисту техподдержки — гарнитуру, чтобы освободить руки для более насущных дел, нежели держание трубки.

5. Самая на мой взгляд вкуснятина — Возможность увязки с учетной системой

Тут вообще широкое поле для творчества. Ведение статистики, определение номера входящего звонка для улучшения взаимоотношений с клиентами, запись разговоров, звонки прямо из программы в 1 клик мышки.

Например, наша АТС при входящем звонке связывается с 1С-кой, по номеру телефона определяет какой контрагент звонит и выводит информацию в углу экрана, очень удобно.

Виды VoIP-систем

Условно все варианты VoIP-систем можно поделить на 3 группы: системы с аппаратным шлюзом, виртуальные АТС и облачные решения. По порядку о каждой.

Аппаратный шлюз

Представляет собой примерно вот такую железяку, мало отличающуюся от тех, что обычно установлены в серверных помещениях.

Аппаратный шлюз

Вся аппаратная и программная начинка такой штуковины предназначена для бесперебойного обеспечения вашей организации всеми прелестями IP-телефонии. К плюсам безусловно можно отнести надежность и защищенность системы. К минусам — в первую очередь стоимость и сложность в обслуживании. Во всяком случае за перепрограммирование такого VoIP-шлюза вчерашнего студента сажать не стоит.

Виртуальные АТС

Обходятся несколько дешевле. По сути — это набор программ, которые устанавливаются практически на любой компьютер, который и будет в дальнейшем выполнять роль АТС.

В интернете в открытом доступе лежит множество готовых сборок, основанных на Asterisk с относительно несложной установкой и удобной настройкой через веб-интерфейс. Такие программы хороши своей масштабируемостью и возможностью подогнать весь функционал аккурат под нужды организации. А плохи тем, что безопасность и надежность в бесплатных продуктах как правило — не передовой край инженерной мысли, и будут сильно зависеть от радиуса кривизны рук человека, который будет эту АТС обслуживать.

Облачная АТС

В том, что телефония перекочевала в облака, ничего удивительного нет. Это тренд последних лет. Достаточно вбить в поисковик “Услуги IP-телефонии”, и в глазах зарябит от предлагаемых тарифов и “выгодных условий”. При подключении к такому варианту вся головная боль по настройке и обслуживанию плавно перемещается на компанию-оператора. В абонентскую плату будут уже входить услуги связи (в отличие от предыдущих вариантов, где с провайдером еще надо заключать отдельный договор).

Облачная АТС

Правда возможности использования таких систем несколько ограничены тем функционалом, который установлен этим оператором. Основаны облачные решения как правило на тех же виртуальных АТС, но в значительно доработанном виде.

В качестве итога этого небольшого обзора, хочу отметить, что у нас уже около года работает виртуальная АТС, собранная на базе недорогого неттопа. И она действительно сильно облегчает работу. Уже забыли, когда в последний раз набирали номер в ручную :)

 

Доступная облачная телефония. Прогресс стал проще

Популярные товары

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *