Касса

Магазины будущего уже сегодня

Меняется мир — меняются люди. Людям больше не нужен посредник, чтобы купить товар. Они ценят свое время и избегают очередей.

Магазины будущего идут навстречу своим покупателям уже сейчас, превращая обычные кассы в «острова» самообслуживания.

«Острова» или кассы самообслуживания в супермаркетах призваны решить как минимум две задачи: в час-пик разгрузить огромные очереди и обслужить большее количество покупателей с меньшими затратами.

Автоматизируем процессы

В настоящее время кассы для самостоятельных покупок есть у большинства российских ретейлеров — «Ленты»«О’Кей», X5 Retail Group, «Магнита»

Стоимость кассы самообслуживания варьируется в зависимости от функционала. «Если это экономрешение, больше похожее на платежный терминал, то стоимость составит 400–600 тыс. рублей. Если же полноценная касса со всеми устройствами, то от 800 тыс. до 1,5 млн рублей»

Экономия времени

С 2012 года кассы самостоятельной оплаты покупок есть во всех гипермаркетах «Ашан». Товары сканирует сотрудник магазина, затем он выдает покупателю талон, а тот уже подходит к терминалу самооплаты. Такая система позволяет значительно увеличить пропускную способность касс и избегать очередей. Начали появляться и кассы полного самообслуживания, но пока они тестируются только в двух супермаркетах. По словам директора по корпоративным коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Марии Курносовой, средняя стоимость устройств на рынке варьируется от 500 тыс. до 1,2 млн рублей. Срок амортизации оборудования составляет от 3 лет и выше в зависимости от поставщика, а срок окупаемости — 2–3 года.

В сети «ВкусВилл» работа касс самообслуживания пока тестируется. Ретейлер вышел на петербургский рынок в 2018 году, пообещав открыть 200 фреш–маркетов за 2 года. Сейчас устройства для самостоятельной оплаты товаров есть в 34 магазинах сети, в основном в Москве и Подмосковье. По словам территориального управляющего компании Любови Фроловой, у ретейлера на такие кассы «большие планы».

«Лента» также собирается развивать подобный проект. Сейчас сканеры и кассы для самостоятельных покупок есть практически во всех гипермаркетах сети в Петербурге. Ретейлер отмечает, что клиентам нравится этот сервис, поскольку позволяет сократить время на оплату покупок.

Морально устаревшее решение

Однако не все компании стремятся развивать это направление. Так, «Азбука вкуса» демонтировала кассы самообслуживания в своих супермаркетах. Ретейлер установил такие терминалы в 2014 году, до недавнего времени они работали в четырех московских магазинах сети. По словам представителя компании Андрея Голубкова, из–за изменений в организации движения транспорта и работы парковок возле супермаркетов изменился и покупательский трафик, торговые точки перешли в формат магазин у дома. В результате необходимость в кассах самообслуживания отпала.

«Кроме того, многие клиенты приходят за сервисом. Покупателям важно, чтобы на кассе им уделили внимание, упаковали продукты».

Помимо того, в компании считают кассы самообслуживания морально устаревшим решением.

Такого мнения придерживаются теперь и в петербургском ТД «Интерторг» (сети Spar, «Народная семья»). Ранее компания использовала кассы самообслуживания, однако решила от них отказаться. Значимых улучшений при использовании не было, а стоимость эксплуатации была высокой. Возвращаться к проекту ретейлер не планирует.

Разберемся как работает касса:

Модели касс самообслуживания бывают разные, но мы рассмотрим интерфейс кассы в сетях «Магнит.

Главный экран и интерфейс кассы самооблуживания

Интерфейс кассы
Так выглядит интерфейс кассы самообслуживания в сетях «Магнит»

Всё довольно просто, кнопка «Пуск» или «начать покупку» даёт понять системе что мы собираемся пробивать товар.

Уведомление «Наличные не принимаем»

Касса не принимает наличные

На этом экрана мы видим уведомление которое показывается только в том случае, если на кассе отключена возможность работы с наличными средствами и аппарат принимает только безнал.

Добавление пакета

Касса

Если вы не можете унести все покупки в руках, то логично что вы возьмете пакет.

Добавление или экран корзины:

На этом экране будут показываться отсканированные ваши товары, которые можно удалить или найти при помощи ввода кода.

Ищем товар в нашей корзине

Этот поиск поможет вам найти отсканированный товар из вашей корзины.

Последний экран «Оплата»

На этом экране вы выбираете способ оплаты. В данном случае доступен только тип «банковская карта». После оплаты выйдет чек и вы можете спокойно покинуть магазин с чеком и товаром на руках.

Не кассой единой

Автоматизацией процессов в ретейле занимаются многие компании. Российские разработчики создали приложение для самостоятельного сканирования и оплаты товаров с помощью смартфона ScanToBuy. Технология уже протестирована, а в апреле стало известно, что ScanToBuy покупает «Яндекс.Маркет», который планирует интегрировать сервис в свой проект «Суперчек».

Похожая система с 2018 года действует в некоторых петербургских магазинах «Ленты» и «О’Кея». Для покупателей доступны ручные сканеры, с помощью которых они могут отсканировать товар внутри магазина, а затем оплатить его на кассе самообслуживания.

Много плюсов

Между тем в компании CSI, среди клиентов которой «Глобус Гурмэ», «О’Кей», «Лента» и «Дикси», отмечают, что для ретейлеров оправданно внедрение скорее системы самообслуживания. «Обычно запуск такой системы подчинен главной цели — увеличить пропускную способность магазина», — рассуждает руководители направления систем самообслуживания.По их словам, это помогает решить актуальную для многих ретейлеров проблему нехватки персонала: вместо 6–9 кассиров достаточно двух–трех консультантов.

А как мы с вами знаем, персонал состоит из 20 кассиров, но работают лишь две кассы.

Повышение пропускной способности ведет к сокращению очередей. Как следствие, растет трафик. «Добавить к положительному покупательскому опыту wow–эффект от технологического уровня и заботы о потребителях — и мы получаем магазин, в который хочется возвращаться снова и снова», — считают руководителя направления касс самоосблуживания

В «Штрих–М Северо–Запад» добавляют к плюсам касс самообслуживания экономию места, что актуально для небольших торговых точек, а также снижение случаев воровства на кассах и обсчета покупателей. В компании отмечают, что цена касс сейчас «очень адекватная», в среднем 290–350 тыс. рублей, а их окупаемость не превышает полугода.

В свою очередь, считается, что с кассами самообслуживания будет немало проблем. «Многие решения выполнены довольно чопорно в плане интерфейса, есть проблемы со сканированием товаров», — утверждает он. Речь идет как о самих сканерах, так и о некачественной стикеровке продуктов, поэтому зачастую требуется помощь консультанта.

Есть и юридический аспект: при продаже алкоголя магазин обязан идентифицировать покупателя. «Но обычно при наличии товаров определенной категории система автоматически вызывает консультанта, который должен проверить паспорт, если у него возникает сомнение в возрасте».

Ещё больше плюсов:

Компактность

Касса

Касса самообслуживание занимает меньше места, чем классический кассовый узел, что позволяет на равной площади разместить большее число кассовых линий. Особенно, если речь идёт о станции с безналичной оплатой, которая, к тому же, стоит дешевле, чем касса самообслуживания.

Снижение ошибок из-за человеческого фактора

касса

Кассы самообслуживания не вовлекает персонал в работу с наличностью и сканером. А все операции, совершаемые покупателем, контролируются беспристрастной машиной.

А хорошо это или плохо, решать только вам.

Современное решение

касса

Удобный формат технологии Self-Checkout уже успел стать популярным у современной аудитории магазинов, значительная часть которой характеризуется глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. Такие покупатели привыкли оперативно получать максимум информации на экране цифровых устройств, смартфонов и планшетов. В их картину мира прекрасно укладывается и касса самообслуживания, которая помогает оформить покупку самостоятельно, с использованием привычных интерфейсов, без взаимодействия с кассирами.

Оптимизация трудозатрат и загруженности персонала

касса

Внедрив технологию Self-Checkout в торговой точке, можно уменьшить количество задействованного в кассовой зоне персонала, а также более грамотно составить трудовое расписание и избежать очередей при неравномерном потоке покупателей. Такие ситуации возникают регулярно. Например, в магазин спальном районе, зачастую, покупатели приходят группами каждые 20-30 минут, в соответствии с расписанием подъезжающих автобусов. В итоге кассиры часть времени скучают в ожидании покупателей, а потом не успевают справиться с потоком. В результате возникают очереди. По этой же причине персонал не может полноценно переключиться на другие функции в торговом зале (выкладку, смена ценников) и вынужден бегать между кассой и торговым залом.

Технология для всех

Касса

Касса самообслуживания поможет ритейлеру достучаться до разной аудитории, в том числе до тех, кто не приемлет вторжения в личное пространство. С этим устройством комфортно и удобно работать людям, которые не любят контактировать с кассирами, отвечать на такие вопросы, как «Нужен ли вам пакет?» или «Хотите ли вы приобрести товар по акции?». Кроме того, это дополнительная возможность выбора: при одновременном использовании в магазине различных сценариев кассового обслуживания покупатель может сам решить, какой из предложенных вариантов ему больше подходит.

Отработанная архитектура решения

Касса

Технология Self-Checkout имеет огромное число внедрений и инсталляций по всему миру, включая Россию. Благодаря накопленному опыту, внедрение данной технологии является понятной и прозрачной процедурой с прогнозируемым результатом. Дополнительным преимуществом распространённости технологии является осведомленность покупателей — ритейлерам не нужно прикладывать больших усилий для обучения клиентов, они уже знают, что это такое!

Сокращение оттока покупателей

Касса

Очереди влияют на решения, принимаемые покупателями. Зачастую их наличие вызывает отказ от посещения магазина и ведёт к снижению выручки ритейлера. А если клиент ещё и оставляет полную корзину на выходе, то создаётся дополнительная нагрузка на персонал магазина. Уменьшение и ускорение очередей за счет использования Self-Checkout(Касса самообслуживания) позволяет снижать количество ушедших покупателей и число оставленных корзин.

Зачем вам нужна касса самообслуживания

  • борьба с очередями;
  • увеличение пропускной способности магазина и, как следствие, выручки;
  • снижение оттока покупателей;
  • снижение нагрузки на персонал магазина;
  • экономия полезной площади в магазине;
  • уменьшение затрат на оплату труда и обучение кассиров;
  • организация большего количества кассовых линий без увеличения фонда заработной платы;
  • борьба с мошенничеством как со стороны персонала, так и покупателей;
  • повышение качества предоставляемого сервиса и лояльность покупателей.

Кому подойдут кассы самообслуживания

Технология Self-Checkout наиболее эффективна в магазинах с небольшим средним количеством товаров в корзине. Пропускная способность Self-Checkout для крупных покупок со значительным количеством товаров в тележке будет небольшой. Причина заключается в том, что покупатели сканируют медленнее кассиров. Поэтому данное решение рекомендуется применять в магазинах с небольшим средним количеством товаров в корзине, либо в выделенной «экспресс-зоне», где обслуживаются покупатели только с корзинами (вход с тележками не возможен).

Популярные товары

Задать вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *