Содержание
Тема этой статьи появилась достаточно давно, но её написание началось только сейчас. Точнее, к её написанию нас навела текущая ситуация в стране и наверное страх перед будущим.
Раньше, на вопрос о том, как сократить расходы, многие сразу думали о сокращении персонала или о урезании инвестиций в маркетинг.
Но сегодня немного другое время и действовать надо иначе!
СНГ сейчас находится в режиме настоящего «Экономического кризиса». Обвал валюты составил от 50% до 300%, а вместе с ней и упали и доходы населения. Все это в совокупности нанесло очень болезненный и тяжелый удар по малому и среднему бизнесу.
Поэтому, в данной ситуации, когда количество клиентов и заказов резко падает вниз, любой компании самое время подумать о сокращении расходов. Но сделать это таким образом, чтобы не нанести серьезный урон своему бизнесу, клиентам и сотрудникам.
Можно ли сократить расходы быстро и безболезненно?
Можно! Сейчас расскажем как!
Стратегические и нестратегические расходы
У автора книги «Издержки-вниз, продажи-вверх» есть отличная классификация издержек. Все расходы он делит на стратегические (которые, обеспечивают прибыль компании) и нестратегические (обеспечивающие рабочий процесс, но не приносящие доход).
К стратегическим расходам Файфер относит маркетинг (привлечение новых и удержание старых клиентов) и бонусы менеджерам по продажам. То есть, целевые инвестиции, направленные на рост продаж и прибыли компании.
К нестратегическим расходам относится аренда офис, закупка оргтехники и канцелярии, зарплата административного персонала, и т.п.
Всем предпринимателям Файфер рекомендует сделать следующие 2 вещи:
- превзойти своих конкурентов по уровню стратегических расходов, обеспечивая эти расходы при любой конъюнктуре как в хорошие, так и в плохие времена
- безжалостно урезать нестратегические расходы, доводя их до абсолютного минимума
Но, по факту, многие бизнесмены поступают на оборот. Давайте посмотрим на 3 самые распространенные ошибки, которые допускают предприниматели, сокращая издержки.
Самые распространенные ошибки
Ошибка №1 – Урежу ка я всем зарплату

Урезать зарплату персоналу – это первое, что приходит на ум многим «горе-предпринимателям».
Почему этого не нужно делать?
Как минимум, потому что, сотрудник обозлится на руководителя, а его мотивация упадет ниже плинтуса и разумеется его эффективность упадет да так что ни одна мотивация не поможет.
Поверьте нам, урезание зарплаты всегда приводит к тому, что в рабочее время, сотрудник будет занят не решением рабочих вопросов компании, а поиском дополнительного дохода и новой работы. А как только, он найдет что-то более-менее подходящее, тут же уйдет от вас, возможно даже без отработки.
Вы этого хотите добиться таким решением? Мы думаем что нет!
В данном случае лучше подумать о сокращении персонала, чьи функции можно легко и безболезненно передать на аутсорс, чем о урезании зарплаты ключевым сотрудникам. Последние всегда будут помнить о том, что вы заботитесь о них, и будут стараться сделать все возможное для роста компании.
№2 – Сокращение инвестиций в маркетинг
Вторая самая распространенная ошибка – сокращение инвестиций в маркетинг.
Почему этого нельзя делать?
На западе проводилось целое исследование в результате которого было обнаружено, что те компании, которые не урезали маркетинговый бюджет во времена финансового кризиса, в итоге стали лидерами своих отраслей. Те же, компании, которые сокращали инвестиции в маркетинг, потеряли как свою долю рынку, так и значительно ослабили свою конкурентоспособность.
Нужно не сокращать, а оптимизировать свои расходы. А для этого перераспределять маркетинговый бюджет на наиболее прибыльные каналы, и отказываться от неэффективных.
№3 – Ухудшение качества
Ухудшить качество – значит вынести своему бизнесу смертный приговор. Рынок поменялся, конкуренция стала жестче, а клиент – образованней. Сегодня клиент понимает, что он король. И именно он принимает решение.
Поэтому, как только качество вашего продукта перестанет его устраивать, он тут же развернется и уйдет к вашим конкурентам.
Вы же не хотите этого?
Вместо ухудшения качества подумайте о различных тарифных сетках и опциях для клиента.
Хотите сократить издержки на доставку? Повысьте сумму минимального заказа для бесплатной доставки.
Клиент хочет заплатить вам меньше денег? Уменьшите количество предоставляемых услуг.
Но, никогда и ни в коем случае, не ухудшайте качество!
А теперь посмотрите на этот чек-лист еще раз и подумайте, допускаете ли вы подобные ошибки?
Если да, то самое время быстренько начать их исправлять. А потом переходить к более эффективным способам сокращения расходов, о которых мы расскажем дальше.
Самые быстрые и эффективные способы сократить расходы
Отказываемся от офиса
Когда советуют отказаться от офиса, многие недоуменно смотрят на крутят пальцем у виска. Но давайте посмотрим правде в глаза и разберемся, так ли нам нужен офис?

Если ваш офис не служит одновременно вам складом, выставочным залом, или местом продажи, то вы легко можете обойтись без него.
Во-первых, аренда офиса и его обслуживание – одна из самых весомых статей среди нестратегических расходов. Просто посчитайте, насколько вы бы смогли улучшить финансовое положение, если бы убрали из статей издержек все расходы на аренду и содержание офиса.
Во-вторых, вы бы значительно экономили время (которое они тратят на то, чтобы добраться на работу и вернуться домой) и деньги сотрудников (обеды, кофе, и т.п.).
Конечно же, многие бизнесмены морально не готовы к такому подходу. Ведь у них сразу возникает первый вопрос: они же просто не будут работать без моего контроля?
Подумайте вот о чем: зачем вам сотрудники, которые работают только из под палки и когда у них над душой стоит руководитель?
Отдаём на аутсорс

Аутсорсинг – ещё один способ существенно уменьшить свои издержки. Представим, если у вас в штате есть юрист, то вы несете издержки на его зарплату и обустройство рабочего места. Если вашему бизнесу не нужна существенная юридическая поддержка, то вы можете смело отказаться от юриста и заключить договор на юридическое обслуживание с хорошей юридической компанией.
Это даст вам несколько преимуществ.
Во-первых, если что-то пойдет не так, вы всегда можете выставить претензии компании, обслуживающей вас, а также применить штрафные санкции.
Во-вторых, если ваша компания также предоставляет услуги, которые могут быть полезны юридической компании, вы можете просто договориться о партнерском и бартерном обмене. Таким образом, отказавшись от лишних издержек.
Оклад VS KPI

Ещё один интересный способ быстро и безболезненно сократить расходы – перевести сотрудников с фиксированной ставки на %. Но, прежде чем, это сделать, вам нужно будет детально ознакомится с функциями и обязанностями каждого сотрудника.
Если, например, менеджеру по продажам или маркетологу, можно дать % от продаж и выполнения плана, то с бухгалтером или клиент-менеджером так не получится.
Посчитайте, сколько целевых действий выполняет бухгалтер (количество проводок, подготовка отчетов, подача документов в налоговую) и поставьте оплату за каждое действие или за достижение результата.
Возможно, вы увидите, что вам и не нужен бухгалтер на постоянной основе (особенно, это касается малого бизнеса). Тогда вы смело сможете ему предложить работать у вас и вести еще несколько компаний.
Контекстная реклама или соц.сети?
Во времена кризиса вашей основной задачей будет тщательный анализ эффективности каждого маркетингового канала. Смотрите на достижение целей, ROI и период окупаемости, количество потенциальных клиентов.
На основании полученной аналитики отказывайтесь от невыгодных и неприбыльных каналов, и перераспределяйте их бюджет на более эффективные.
Отказываемся от проблемных и невыгодных клиентов

От клиентов тоже нужно уметь отказывается! А кризис, как никогда, подходит для этого.
Посмотрите на клиентов, которые отнимают 80% вашего времени, принося при этом всего 20% прибыли.
Зачем они вам? Может стоит сосредоточиться на работе с ключевыми клиентами и предложить им несколько дополнительных услуг или продуктов?
Просто подумайте, что было бы, если бы вы смогли высвободить 80% своего ресурса и отказаться от клиентов, морочащих голову и портящих нервы?
Место итогов:
Сокращение издержек – одна из самых насущных задач, стоящих на повестке дня у любого предпринимателя. Многих волнует один и тот же вопрос: как быстро сократить расходы, при этом не навредив бизнесу, клиентам, сотрудникам?
Многие предприниматели выбирают самые легкие пути: урезание зарплаты, сокращение инвестиций в маркетинг, ухудшения качества. Но, как показывает практика, эти ошибки очень больно отображаются на бизнесе компании и на ее прибыли.
Сокращай не сокращай один хрен налогами задушат…Слов нет