XYZ/ABC-анализ — ключевое понятие в управление запасами и формировании автоматического заказа у поставщиков.

Каждый закупщик обязан понимать его значение и уметь использовать в программе.

Теории по этой теме очень много, поэтому попытаюсь изложить её кратко. Если что-то останется нераскрытым — оставьте вопрос в форме ниже или попробуйте найти материал самостоятельно. Сам я пользовался отличной книгой А.Н. Стерлиговой «Управление запасами в цепях поставок». Описание ABC и XZY методов начинается со страницы 353. Огромное количество информации есть на сайте «Управление закупками«. Без привязки к 1С и с кучей математики, но довольно подробно рассматривается множество вопросов и в том числе ABC-анализ.

ABC

ABC-анализ — это метод, позволяющий сгруппировать товары по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Или иными словами — надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему.

Товар рекомендуется делить на три категории: 

  • А — наиболее ценные, 80 % продаж
  • В — промежуточные, 15 % продаж
  • С — наименее ценные, 5 % продаж

Продажи можно оценивать по разному. Самый разумный способ — по полученной прибыли. Т.е. товар тем ценнее, чем большую прибыль он приносит. Можно также использовать выручку или количество проданного товара.

Для примера я взял реальную базу у одного из наших клиентов.

Сформировал Отчет «ABC-анализ продаж» (пункт меню «Отчеты / Продажи / Анализ продаж / ABC-анализ продаж»

Период — 2012 год, классы — рекомендуемые, параметр — выручка.

Вот результаты:

Группа Выручка Количество товаров (ассортимент)
А-класс 25 млн. руб. 1 900 товаров
B-класс 5 млн. руб. 1 900 товаров
C-класс 1.5 млн. руб. 2 500 товаров

Как видно, группа C самая многочисленная, но при этом принесла просто смешную выручку по сравнению с A-группой.

Соответственно, этим товарам не стоит уделять слишком много внимания. И напротив, первые 10 товаров в А-классе принесли выручку 1,5 млн руб. Очевидно, что по ним нужно работать идеально — искать лучших поставщиков, поддерживать постоянный остаток на складе, заниматься продвижением.

См. также:

Практическое применение ABC-классификации в помощнике закупок

XYZ

XYZ-классификация показывает, насколько стабильно продается товар. 

Для этого, по каждому товару рассчитывается коэффициент вариации, который показывает, на сколько в среднем процентов отличаются продажи каждого периода от средних продаж этого товара. Если коэффициент равен нулю, значит каждую неделю (или месяц, в зависимости от того, какую периодичность для анализа вы выберете) товара продается одинаково. Чем коэффициент больше, тем нестабильнее продажи по этому товару.

Чем стабильней продавался товар в прошлом, тем точнее будут прогнозы на будущее. Поэтому для товаров с небольшим значением коэффициента можно формировать заказы поставщикам, основываясь на данных о средних продажах.

В класс X попадают товары, которые стабильно продаются в выбранном периоде, в класс Y – товары со средней стабильностью продаж. Товары, которые продаются очень редко, относятся к классу Z.

  • Рекомендуемые принципы работы с товаром в зависимости от класса:
    • X. товар характеризуется стабильностью спроса. Основная задача отдела закупок — привозить ровно столько товара, сколько продается, чтобы не создавать избытка на складе (технология «точно в срок»). Каждый период продается практически одинаковое количество.
    • Y. товар который подвержен различным тенденциям (сезонности, рост или спад спроса из-за моды/рекламы и т.д.). Основная задача на исполнителе — думать головой, создавая заказ поставщику.
    • Z. товар, продажи которого невозможно предсказать. Никакой прогноз невозможен.

Подробнее по XYZ можно почитать в книге Стерлиговой на стр. 366.

Отчет по XYZ/ABC-анализу продаж в 1С: Управление торговлей 10.3

Отчет запустить через пункт меню «Отчеты / Продажи / Анализ продаж»

Для формирования отчета необходимо задать следующие настройки:

  • 1. Дату конца периода (в примере 31.12.2012)
  • 2. Количество анализируемых периодов. Коэффициент вариации не имеет смысл считать на небольшом количестве периодов. Поэтому лучше не использовать количество меньше 10.
  • 3. Периодичность. Если выбираете неделю, проследите, чтобы в дате конца была указана дата, приходящаяся на конец недели. Нельзя ставить 31.12.12, т.к. это понедельник. Нужно 30.12.12.
  • 4. Анализируемый параметр — прибыль или выручка, кто как считает нужным.
  • 5. Анализируемый объект — номенклатура (отчет позволяет таким же образом классифицировать покупателей)
  • 6. По кнопке «Настройка…» на закладке «Классы» задайте границы для определения классов
    • 1С по умолчанию разносит товарвы по классам следующим образом:
      • от 0 до 20% — X-класс
      • от 20% до 50% — Y
      • более 50% — Z
    • В продажах той фирмы, данные которой я использовал, к X-классу не отнеслось ничего, к Y — только 4 товара, все остальное к Z. Поэтому я изменил границы:
      • X — до 100%
      • Y — от 100% до 200%
      • остальное в Z.
    • Вы должны определить те границы, которые будут удобны вам.

Так выглядит сформированный отчет: Xyz abc.png

  • Колонки отчета:
    • «Доля» — это доля товара в общих продажах. В примере видно, что товар №1616 принес 0.71% от всей годовой выручки.
    • «Сумма выручки», «Количество проданных товаров», «Количество продаж» — поля выбираются по кнопке «Настройка…» на закладке «Общие»
    • «Среднее значение параметра анализа» — выручка всего, разделенная на количество периодов.
    • «Коэффициент вариации» — это и есть тот самый коэффициент, на основании которого товар распределяется по группам.

Видно, что Товар №1616 попал в группу Х с коэффициентом вариации 21%.

Убедиться в том, что товар действительно регулярно продается, можно через отчет по продажам, сформированный в разрезе месяцев: Xyz abc продажи по месяцам.png

  • Некоторые общие замечания к различным группам товаров из книги Стерлиговой (стр. 374)
    • В традиционном торговом предприятии товаров отсутствие товаров в группе АХ и АY говорит об отсутствии стабильного и эффективного характери работы.
      • Мало того, большая часть товаров предприятия должна находится в этих группах.
    • Применять рекомендации для XYZ-групп нужно с оглядкой на ABC группу. Так, например если привозить товара из А-группы ровно столько, сколько продается, то неожиданная задержка поставок принесет значительный ущерб.
    • Накапливание товара в группе АZ может привести к замораживанию значительных средств на складе. С другой стороны эту группу нельзя оставлять совсем без остатков, т.к. все-таки она приносит неплохой доход.
    • СХ — основной полигон для отработки поставки «точно в срок», т.к. неудачи не принесут больших убытков для организации.

Краткое описание каждой группы классификации: 

XYZ/ABC-анализ продаж в Помощнике закупок

Помощник закупок, которым менеджер по закупкам пользуется ежедневно, выводит информацию об ABC и XYZ классе прямо в основном отчёте. Классы выделяются цветом и за счёт этого, менеджер буквально краем глаза всегда видит эту информацию по каждому товару и использует её при принятии решения о заказе поставщику.

Также можно увидеть конкретного место товара в рейтинге продаж простым кликом по колонке. В этом случае откроется дополнительный отчет «Диаграмма Парето», где будет отмечено место текущего товара.

Подробнее можно прочитать в статье «ABC классификация в помощнике закупок«.

Популярные товары

2 Комментария к “XYZ/ABC-анализ продаж в 1С: Управление торговлей 10.3”

  • Мой товарищ заказал у Бориса помощник закупок давненько уже за круглую сумму… и был доволен но говорил что там нет обновлений и выскакивали ошибки и у меня сейчас возникла потрбеность в приобретении такого же продукта и хочу спросить: сколько сейчас стоит помощник закупок, что там с обновлениями и наверное техподдержкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *